ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Александр П И К А

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ АБОРИГЕННЫХ НАРОДОВ

 


Перед вами последняя статья Александра Ивановича Пики ученого-сибиреведа и общественного деятеля, защищавшего права коренных народов. Александр Пика в сентябре 1995 г. пропал безвести на Чукотке, где находился в очередной экспедиции, проводя работу по изучению современного положения коренного населения.
Существующие международные правовые акты, содержащие нормы и ориентации для государств и национальных законодательств, а также общие рекомендации по вопросам государственной политики в отношении аборигенных народов являются законной составляющей частью широкого круга международных документов, определяющих права человека. Специально посвященных правам аборигенных народов действующих международных правовых актов не много. Главные из них:
Конвенции МОТ 107 1957 г. и 169 1989 г.
Всеобщая Декларация прав аборигенных народов ( подготовлена в рамках ООН и существует пока в проекте).
Правовые стандарты в отношении аборигенных народов содержащиеся в различных международных декларациях в защиту окружающей природной среды (Нуукская декларация, 16 сентября 1993 г. Нуук, Гренландия ) и в декларациях и итоговых документах международных форумов по вопросам экологии, народонаселения и правам человека (Декларация Кари-Ока и Хартия аборигенных народов мира, 30 мая 1992 г. Кари-Ока, Бразилия ).
Документы, хотя и не признанные международным сообществом в качестве правовых стандартов в отношении аборигенных народов, но тем не менее широко известные и действующих de facto в различных регионах мира - как, например Операционная директива в отношении аборигенных народов 4.20 Всемирного Банка (World Bank, сентябрь 1991 г.).
Некоторые национальные законодательства, признанные в качестве успешных прецедентов в решении проблем аборигенных народов, такие например как широко известный Закон об удовлетворении земельных притязаний аборигенных жителей Аляски (Alaska Natives Land Claimes Settlement Act, US Congress, Public Law N 98-203, 1971) или так называемое Окончательное Соглашение Инувиалуит (Inuvialuit Final Agreement, NWT, Canada 1984) - закон на основе договоренности между правительством Канады и аборигенным населением бассейна р. Маккензи, защищающий интересы аборигенных жителей Канадской Арктики в условиях интенсивного промышленного (нефтегазового) освоения. Рассмотрим некоторые из этих международных правовых документов с точки зрения возможности и желательности их применения для эффективного экономического и социального развития и защиты интересов аборигенных народов России.
Конвенции Международной Организации Труда - 107 и 169. В 1957 году на 40 Сессии Международной конференции труда была принята Конвенция Международной Организации Труда /МОТ/ ?107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полу-племенной образ жизни в независимых странах".
До лета 1989 г. эта Конвенция и сопровождающая ее Рекомендация ?104 оставались единственными международными документами, содержавшими правовые нормы государственной политики в отношении коренных (аборигенных) народов. Конвенция 107 была ратифицирована 27 государствами, включая и некоторые приполярные страны.
СССР присоединился к Конвенции 107 в 1959 г., но не ратифицировал ее. В 1985 г.
Административным Советом МОТ был поставлен вопрос о пересмотре Конвенции 107, в связи с чем было принято решение о проведении Совещания группы экспертов с целью выработки проекта новой конвенции.
Совещание экспертов пришло к выводу, что в существующих современных условиях "интеграционистский подход Конвенции 107 не соответствует требованиям и не отражает современный образ мышления", Конвенция 107 не позволяет коренным и другим народностям, ведущим племенной образ жизни "в максимально возможной степени контролировать собственное экономическое, социальное и культурное развитие". Совещание экспертов рекомендовало Административному Совету МОТ включить вопрос о пересмотре Конвенции 107 в повестку дня Международной конференции труда в 1988 г.
В июне 1989 г. на 76 сессии Международной конференции труда пересмотренная конвенция была принята и получила название Конвенции МОТ 169 "О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах".
Принятие новой Конвенции МОТ 169 явилось важным достижением как самих аборигенных народов, так и государств, правительств и национальных сообществ, сумевших своевременно осознать в чем состоят перемены и процессы, происходящие в аборигенном мире.
Новая конвенция фактически признала тот факт, что аборигенные народы и этнические группы, ведущие племенной и полу-племенной образ жизни, вопреки ориентации Конвенции 107 на их "интеграцию" в современное индустриальное общество национальных государств через их культурную и этническую ассимиляцию, сумели не только сохранить свои исконные и оригинальные культурные традиции и этническую самобытность, но создали и упрочили собственные социальные и культурные институты, добились большего международного признания, авторитета и прав, чем предусматривалось Конвенцией 107.
Возникла новая глобальная политическая реальность - так называемый "Четвертый мир" (коренные/аборигенные народы) - мир, имеющий свою гуманистическую философию и идеологию выживания, собственные концепции развития, опыт взаимодействия с государственными структурами, стремление к самоуправлению и самостоятельному социальному и культурному творчеству. В последние годы многие неправительственные организации коренного населения получили международное признание, а некоторые из них - Всемирный Совет коренных народностей, Международный Совет по делам индейцев, Приполярная конференция эскимосов, Совет четырех направлений и др. получили статус наблюдателей в ООН.
Вместе с тем многие острые политические, экономические и национально-культурные проблемы коренных (аборигенных) народов продолжают оставаться не решенными, возникает много новых проблем. Аборигенные народы требуют решения этих проблем в своих странах через национальное законодательство но с ориентацией на международные стандарты.
Конвенция МОТ 169 - важнейший международный правовой документ, устанавливающий такие стандарты. Новые международные правовые стандарты, предлагаемые правительствам независимых стран Конвенцией МОТ 169 означают отказ от государственного патернализма, силовой интеграции и ассимиляции, направлены на сохранение самобытности, культуры, обычаев и традиций коренных (аборигенных) народов, на обеспечение их выживания, признание и предоставление им равных прав и равных возможностей наравне с другими группами населения. К настоящему времени Конвенцию МОТ 169 ратифицировали Норвегия, Мексика, Колумбия и Боливия (1992 г.), Аргентина, Парагвай, Коста-Рика (1993 г.).
Правительства таких стран как Бразилия, Гватемала, Фиджи, Шри-Ланка и Филиппины заявили о своей заинтересованности в ратификации этой конвенции. Какие народы и этнические группы Российской Федерации попадают под действие Конвенции МОТ 169.
По оценке экспертов неправительственной организации Международная рабочая группа по делам аборигенных народов (IWGIA) в мире насчитывается до 200 млн. человек, принадлежащих к коренным (аборигенным) народам. Большинство из них проживает в южном полушарии. На северной периферии приполярных стран - СССР, США, Канады, Гренландии, Швеции, Норвегии и Финляндии проживает более 300 тыс. аборигенных жителей.
На Американском континенте и в Гренландии это индейцы, алеуты и эскимосы, в Скандинавских странах народ саами. В Российской Федерации это, прежде всего, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их в России 26, общей численностью более 200 тыс. чел. Но есть и другие народы, проживающие в Южной Сибири - такие как шорцы и телеуты, в европейской части России: в Северо-Западном регионе (вепсы) и на Кавказе . Эти и другие малочисленные коренные (аборигенные) народы -их количество более 50 - по своему историческому прошлому, этнокультурным особенностям, образу жизни и современному правовому статусу полностью соответствуют положениям Статьи 1 Конвенции 169, в которой определено к каким народам и группам населения данная Конвенция может быть отнесена: Настоящая Конвенция применяется:
а/ к народам, ведущим племенной образ жизни в независимых странах, социальные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и развитие которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;
б/ к народам в независимых странах, которые рассматриваются как коренные/аборигенные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, во времена ее завоевания или колонизации или установления существующих государственных границ, и которые независимо от своего правового статуса, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.
При этом оговаривается, что использование термина "народы" в данном случае не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в силу международного права.
Каковы возможные перспективы и задачи Правительства России в случае ратификации Конвенции МОТ 169? Конвенция МОТ 169 безусловно способна создать новые позитивные стимулы для корректировки и усиления ныне существующей государственной политики в отношении аборигенных народов Российской Федерации в направлении благоприятствующем их реальной самостоятельности и улучшению их жизни. Но это потребует новых значительных государственных усилий и средств.
Что требует Конвенция МОТ 169 от государств подписавших и тем более ратифицировавших это документ. Так, Статья 2 Конвенции МОТ 169 требует от государств, подписавших и ратифицировавших конвенцию, проявлять серьезный и ответственный подход к проблемам устройства жизни аборигенных народов и в случае необходимости защищать их права: "Правительства несут ответственность за развитие с полным участием соответствующих народов, согласованных и систематических действий с целью защиты прав этих народов и гарантированного уважения их неприкосновенности".Во всех северных странах (кроме России, подход стал уже общепринятым - хотя это конечно не исключает возможность противоположных позиций правительственных органов и политических организаций аборигенных народов по конкретным вопросам.
В России же права аборигенных народов, которые согласно Конвенции 169 государству и обществу надлежит "уважать" и "защищать" пока еще даже не определены. Не созданы как предполагает Конвенция 169 "правительственные институты" коренного населения /См. Ст.6, п.1/ и не разработаны "соответствующие процедуры", посредством которых рассматриваются вопросы, касающиеся коренного населения, достигаются договоренности и вырабатывается согласие в отношении предлагаемых правительством или местной администрацией мер.
В случае ратификации СССР Конвенции 169 политика государства в отношении аборигенных народов должна быть более четко институционализирована.
Однако главный вопрос, который необходимо будет решить в первую очередь - вопрос о земле.
Раздел 11 Конвенции МОТ 169 содержит правовые нормы государственной политики в районах проживания коренных (аборигенных) народов и этнических групп. В частности, Статья 14 Конвенции МОТ 169 предусматривает что: за соответствующими народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают". Причем особое внимание уделяется положению кочевых народов. У нас тоже есть кочевники-оленеводы: саами, ненцы, ханты, долганы, чукчи, коряки и др.
Вопрос о земле (14,15) - ключевой для аборигенных народов и этнических групп. Причины их особого отношения к своей земле лежат в глубине их истории и национальной психологии - ведь малые этносы многие столетия и даже тысячелетия проживали относительно обособленно от других групп населения, стремились поддерживать свой "территориальный суверенитет".
Не менее важно и то, что именно малые народы и группы коренного населения и сейчас в наибольшей степени сохраняют традиционный уклад экономики и природопользования. Тесная связь с природой жизненно необходима им для сохранения самобытности и выживания в современном мире.
Для кочевого населения Севера - оленеводов и охотников большое значение имеет свобода передвижения в пределах этнических территорий.
На совещании экспертов МОТ в Женеве в 1986 госпожа Мэри Саймон, эскимоска, лидер влиятельной международной организации Приполярная конференция эскимосов сказала так: "... гарантированный доступ к земле имеет жизненно важное значение для развития аборигенных народов, ведущих племенной образ жизни, поскольку повсеместная экспроприация земель и территорий девальвировала ценности и приоритеты аборигенных обществ".
Эта формулировка совершенно точно отражает ситуацию с нашими северными и другими малочисленными народами. Лидеры наших аборигенных народов в своих выступлениях постоянно говорят о важности хоть какого-то "куска" своей территории, земли для самого существования этих народов, обеспечения их жизнедеятельности, культуры и безопасности. Они подчеркивают, что самоопределение может быть эффективным лишь в сочетании с правом на землю и управлением ее ресурсами.
В России отсутствует какое-либо специального земельное законодательство для аборигенных народов. Это ставит большие трудности для применения Конвенции N 169 в нашей стране.
Статья 15 Конвенции 169 говорит о праве аборигенных народов на использование природных ресурсов - на "участие в пользовании, распоряжении этими ресурсами и в их сохранении" на исконных территориях проживания. Пока что такое право за аборигенными народами России не признано.
В пункте 2 Статьи 15 Конвенции МОТ 169 содержится чрезвычайно важное для аборигенных народов, их этнических групп и общин положение о том, что в случае "когда государство сохраняет собственность на минеральные ресурсы и ресурсы земных недр", относящиеся к землям, на которых проживает коренное население, то правительства обязаны: "... установить и поддерживать процедуры, посредством которых они проводят консультацию с этими народами с целью выявления, наносится ли и в какой степени ущерб интересам этих народов еще до начала осуществления... любых программ по разведке и эксплуатации таких ресурсов".
До настоящего времени такие процедуры в России не установлены, хотя необходимость в этом имеется. При этом важно определить:
* Кто имеет право требовать открыть переговоры а кто имеет право в них участвовать в качестве полноправной переговорной стороны, кто в качестве наблюдателя и т.д.?
* Ктои каким образом "выдает мандат", т.е., уполномочивает стороны на проведение переговоров?
* Кто финансирует переговорный процесс?
*Кто является гарантом исполнения договоренностей?
С вопросом о территориальном и земельном устройстве малочисленных народов тесно связан вопрос и перемещениях /переселениях/, а также вопрос о компенсациях аборигенным народам. В Статье 16 Конвенции МОТ 169 говорится: "...народы не выселяются с занимаемых ими территорий" /"за исключением особых случаев и с их свободного согласия"/, перемещенным лицам и группам населения предоставляются земли "равнокачественные и одинакового юридического статуса по сравнению с ранее занимаемыми землями", либо по их желанию денежные компенсации.
В России вопрос о компенсациях коренному населению в связи с крупными промышленными проектами никогда еще не решался в законодательном порядке. Вопрос о правах аборигенных народов на издавна занимаемые ими земли и местные природные ресурсы непростой. Но его не следует бояться, и не нужно отказываться обсуждать этот вопрос. Здесь важно подчеркнуть два аспекта:
1/ во-первых, речь идет не о предоставлении аборигенным народам прав на землю, а о восстановлении ранее отобранных прав. Государства, присвоившие себе это право, должны вернуть его коренным народам.
2/ во-вторых, Конвенция МОТ 169 в этом вопросе не предъявляет жестких требований и совершенно однозначных решений, предоставляет государствам ратифицировавшим конвенцию право решать этот вопрос в соответствии с национальным законодательством и традициями страны.
Так, в период обсуждения проекта Конвенции 169 Комитет по частичному пересмотру Конвенции 107 в 1989 г. отметил, что в тех странах где понятие права на землю отличается от права собственности, как оно понимается в Конвенции, "право собственности может быть истолковано как можно более широко". Так, что можно считать, что трудности решения земельного вопроса для коренных (аборигенных) народов в России не являются непреодолимым препятствием для ратификации Конвенции МОТ 169.
Кроме вопроса о земле есть ряд других важных вопросов, поставленных Конвенцией МОТ 169. Например в Разделе 3 "Вербовка и условия труда". Статья 20 Конвенции направлена против возможной дискриминации в отношении доступа к труду, включая и квалифицированный труд, продвижение по должности. Для коренных (аборигенных) народов эти проблемы стоят весьма остро. Как уже говорилось, даже в своих отдаленных поселках представители коренных (аборигенных) народов вытесняются многочисленными приезжими из таких видов труда, которые связаны с работой на механизмах, управлением, контролем и учетом.
Большинство таких рабочих мест занимают приезжие. В Конвенции МОТ 169 говорится о создании: "должных служб инспекции труда в тех районах, где работают по найму трудящиеся из числа соответствующих народностей в целях соблюдения положений ... Конвенции". Мы считаем, что в случае ратификации Конвенции 169 такой контролирующий орган в системе Минтруда Российской Федерации с отделениями на местах должен быть создан.
Другой важный вопрос - социальное обеспечение и здравоохранение для коренных (аборигенных) народов. Уже было сказано о том, что в России, в отличии от других индустриально развитых стран, особенно наших северных соседей (мы не говорим здесь о развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки(где положение аборигенных народов значительно хуже чем у нас) стоит вопрос о выживании коренных (аборигенных) народов.
Не случайно только в России в отношении таких народов применяется не культурно-исторический а демографический критерий - "малочисленные народы". Конвенция дает очень правильный подход к проблеме здравоохранения аборигенных народов. Уже говорилось, что у нас тут есть острые проблемы: плохое здоровье, высокая смертность, низкая средняя продолжительность жизни.
Статья 25 Конвенции ориентирует на то, чтобы службы здравоохранения для аборигенных народов, по мере возможности, располагались в общинах, и чтобы были обучены общинные социальные работники и общинные работники здравоохранения. Это действительно необходимо для повышения эффективности работы органов здравоохранения в местах проживания коренных (аборигенных) народов. Внедрение общинного здравоохранения и организованного и институционализированного сотрудничества коренных народов и государственных органов здравоохранения (а не лишь их "медицинское обслуживание") - это верное и хорошо апробированное в мировой практике направление развития здравоохранения в районах проживания аборигенных народов. Простое наращивание числа коек, врачей не дает здесь должного эффекта.
В Конвенции говорится, что медицинское обслуживание должно осуществляться "под собственным контролем" общин и групп аборигенных народов. У нас этого нет - сельские и районные больницы или амбулатории руководствуется приказами и инструкциями Минздрава РФ и никак не обязана согласовывать свою деятельность с общиной, с поселком в котором расположена. Новый современный подход к проблемам коренных (аборигенных) народов состоит в том, что здравоохранение для таких народов выделяется в особую отрасль, имеющую свою специфическую организацию и структуру, отличающуюся от общей структуры здравоохранения в стране.
Мы считаем, что здравоохранение для малочисленных народов России должно иметь свое отдельное финансирование, свое автономное управление, собственную статистическую и аналитическую службу, свои приоритеты, цели, задачи и программы. Для того, чтобы это осуществить необходимо создание специального управления или отдела в системе Минздрава. В случае если Россия ратифицирует Конвенцию МОТ 169 этот вопрос встанет практически. Только после его решения можно будет реально надеяться на перемены к лучшему в демографической ситуации и в ситуации со здоровьем аборигенных народов.
Существуют и другие практические проблемы, которые придется решать в случае, если Конвенция МОТ 169 будет ратифицирована. Но вопросы о земле и ресурсах, вопросы о контроле за состоянием труда и занятости и вопросы о программах социального обеспечения, здравоохранения и образования в поселках, где проживают коренные (аборигенные) народы - важнейшие. Очень важен вопрос о соответствии Конвенции МОТ 169 Конституции Российской Федерации.
Конвенция МОТ 169 никак не противоречит Конституции Российской Федерации в главном, наиболее остром вопросе - о правах аборигенных народов на территорию/землю и ресурсы. Так Статья 9 Конституции РФ прямо связывает права на землю с проживающими на данной территории народами, а не просто с проживающим на той или иной территории населением. "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
С другой стороны, конституционные обязательства и гарантии Российской Федерации в отношении аборигенных народов, записанные в Статье 69 Конституции РФ таковы, что они прямо подразумевают, более того - настоятельно требуют ратифицировать такой документ как Конвенция МОТ 169: "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".
Так как до принятия ООН Международной Декларации прав аборигенных народов две международные Конвенции МОТ 107 и 169 фактически являются единственными международными документами, содержащими правовые стандарты в отношении коренных народов, то отвергнув Конвенции МОТ 169, Россия заявила бы о своем непризнании каких либо существующих международных стандартов в этом вопросе. А это явилось бы действием, дискредитирующим и (проще говоря - ставящим в весьма глупое положение) и новую Конституцию РФ и стоящие на ее страже органы государственной власти в стране.
Конвенция МОТ 169 полностью соответствует Конституции Российской Федерации, и ее ратификация Государственной Думой явилась бы закономерным и естественным актом выполнения конституционных обязательств в отношении аборигенных народов, взятых
на себя Российским государством вполне добровольно, без какого-либо нажима извне.
Ратификация Конвенции МОТ 169 включит Россию в число членов Добровольного Международного Фонда развития коренных народов (членами которого являются страны, ратифицировавшие Конвенцию). Это позволит привлечь средства этого Фонда для реализации программ развития и помощи коренным (аборигенным) народам России. И последнее - а хотят ли сами коренные (аборигенные) народы России, чтобы Конвенция МОТ 169 была ратифицирована? Можно дать вполне определенный ответ - да, хотят. Вопрос о ратификации Конвенции МОТ 169 в бывшем СССР и в России неоднократно поднимался на съездах малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он включен во все документы и декларации лидеров наших коренных народов, в частности в такой документ как Конвенция-26, принятый представителями региональных ассоциаций народов Севера в Якутске в 1992 году.
Этот вопрос неоднократно поднимался народными депутатами-северянами в Верховном Совете СССР и Российской Федерации. Еще в 1989 г. с запросом к Правительству СССР по вопросу о ратификации Конвенции 169 в обращался народный депутат от Ямало-Ненецкого автономного округа Роман Ругин, но четкого ответа на поставленные вопросы он не получил. Ему лишь "были даны разъяснения по порядку и последовательности рассмотрения предложений, содержащихся в обращении".
В 1990 г. с таким же запросом в Правительство СССР обратился президент Ассоциации коренного населения "Ямал - потомкам" Сергей Харючи. На свой запрос он получил ответ за подписью заместителя председателя Бюро Совета Министров СССР по социальным вопросам В. Лахтина, где было сказано, что вопрос о ратификации
Конвенции 169 правительство СССР "предполагает рассмотреть в текущем году в установленном порядке". И наконец в 1991 году председатель Комитета по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета СССР Г.С. Тарасевич на свой запрос в МИД СССР о возможности и целесообразности ратификации Конвенции МОТ 169 получил письмо за подписью Министра иностранных дел СССР Н.Н.Бессмертных (письмо -8897/ос-нс от 28 мая 1991 г.) в котором содержался положительный ответ. Из этого следует сделать вывод, что СССР в 1991 году был весьма близок к ратификации Конвенции МОТ 169.
В 1994 г. вопрос о ратификации Конвенции МОТ 169 обсуждался в Государственной Думе дважды. 26 апреля 1994 году слушания по проблемам народов Севера были начаты по инициативе Ассоциации малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На эти слушания специально был приглашен представитель МОТ в ООН г-н Ян Чамберс.
В ноябре 1994 г. слушания по Конвенции были организованы в Совете Федерации. На этих слушаниях представители Министерства по делам национальностей высказали свое незаинтересованное отношение к ратификации этой конвенции. Представители малочисленных народов и регионов России высказались однозначно за то, чтобы Конвенция МОТ 169 была ратифицирована. На эти слушания был приглашен известный специалист в области прав аборигенных народов доктор Ли Свепстон.
Рекомендации по этому вопросу были приняты вполне позитивные, но дальнейшего практического развития они не получили. Вопрос о ратификации Конвенции МОТ 169, подписанной представителями СССР и РСФСР в 1989 г. в Женеве остается неясным. Проект Всеобщей Декларации прав аборигенных народов На 11 Сессии (19-30 июля 1994 г.) Рабочая группа по аборигенным народам ООН завершила окончательные чтения и обсуждение Проекта Всеобщей Декларации прав аборигенных народов. Однако этот документ не был внесен в повестку дня работы 45 Сессии Подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и правам меньшинств. Теперь в силу ряда обстоятельств слушание Декларации на Генеральной Ассамблее ООН и ее утверждение откладываются до 1996 или 1997 года. Основные положения Всеобщей Декларации прав аборигенных народов:
- представители аборигенных народов обладают как всеми основными правами человека, закрепленными в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека и др., международных документах, так и особыми правами, вытекающими из их специфического положения: правом на самоопределение, правом на собственные политические, социальные, культурные институты самобытность и безопасность.
- аборигенные народы имеют право не подвергаться этноциду и культурному геноциду, который характеризуется как (Ст.7): (* любое действие, имеющее целью и приводящее к утрате аборигенным народом своей общности, культурных ценностей и этнической самобытности; * любое действие имеющее целью и приводящее к лишению их своей земли, территории и ресурсов; * ассимиляция и интеграция в любой форме другой культурой или навязывание коренному народу чуждого образа жизни законодательными, административными или иными мерами);
- аборигенные народы имеют право на особые меры, которые должны обеспечить безотлагательное, эффективное и последовательное улучшение их экономических и социальных условий (Ст.22);
- аборигенные народы имеют право на получение адекватной финансовой и технической помощи от государств и посредством международного сотрудничества (Ст. 38);
- государства, с учетом мнения заинтересованных аборигенных народов будут принимать эффективные и целесообразные меры по полной реализации предусмотренных настоящей Декларацией положений. Зафиксированные здесь права должны быть признаны и включены в национальные законодательства таким образом, чтобы коренные народы имели возможность пользоваться ими на практике (Ст.37). Операционная Директива Всемирного банка 4.20. Этот документ описывает политику Всемирного банка в отношении крупных промышленных проектов, затрагивающих интересы аборигенного населения. В ней даются основные определения, раскрываются цели политики Банка, дается руководство по разработке и внедрению особых разделов проектной документации, касающихся аборигенного населения. Всемирный Банк определяет, что финансируемые им проекты должны реализовываться таким образом, чтобы они либо прямо вели к выгоде аборигенного населения, либо позволяли ему избежать либо смягчить отрицательное влияние развития промышленности в местах проживания и хозяйственной деятельности аборигенного населения.
В директиве 4.20 дано определение понятия "аборигенное население", даны основные характеристики. Подход к решению спорных и сложных вопросов основывается на информированном участии аборигенного населения в решении всех касающихся его проблем. В тех случаях когда негативного влияния промышленного проекта на отдельные изолированные группы аборигенного населения избежать нельзя Банк не приступает к оценке данного проекта, пока страной-заемщиком не будут выработаны какие-либо позитивные альтернативы. Директива 4.20 предполагает, что Всемирный
Банк может предоставлять стране-заемщику техническую помощь, необходимую для решения конкретных проблем аборигенного населения. Требует, чтобы любой инвестиционный проект содержал раздел по аборигенному населению, если таковое присутствует на территории реализации проекта.
Предполагается, что в каждом конкретном случае будет создаваться план развития аборигенного населения, в котором должна быть дана оценка существующего правового статуса аборигенного населения, так как он определен в конституции, законодательстве и нормативных актах страны-заемщика. Также должны быть определены возможности групп аборигенного населения получить доступ и реально использовать юридическую систему собственной страны для защиты своих прав. Особо тщательно должны быть изучены и оценены права аборигенного населения на защиту от незаконных вторжений и на использование жизненно важных природных ресурсов занимаемых территорий (леса, воды, дикие животные и проч.). Таковы основные, наиболее важные международные документы и стандарты в области прав аборигенного населения. Реализация этих прав аборигенных народов в соответствии со Статьей 69
Конституции Российской Федерации является обязанностью государства. Любое общественное движение в защиту прав аборигенных народов в соответствии с международным правовыми стандартами также вполне законно и является конституционной обязанностью граждан.


Рекламные ссылки: