ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

В.Добрынин.

БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ АЛЕУТОВ ПОСАДИЛИ ПОД ДОМАШНИЙ АРЕСТ


"Мы не ожидали, что происходящие в стране перемены в такой степени могут отразиться на нас.
Лично я до сих пор не могу выйти из состояния шока, в котором оказался после известия о создании на Командорских островах Государственного природного заповедника "Командорский".
Кому это было выгодно и нужно? Алеутам, которыми так хитро прикрылись все авторы этого проекта?
Получилось так, что единственное, чем правительство отметило год малочисленных народов для алеутов - это создало ГПЗ "Командорский".
Даже во времена партийно- административной системы с малочисленными народами, по крайней мере в нашем районе, не поступали подобным образом. Нарушили не только действовавшее земельное законодательство, но и Конституцию. В тиши административных кабинетов с подачи соискателей научных степеней, решили судьбу алеутов, даже не спросив их согласия.
Одним махом отобрали у национальных предприятий промысловые реки, мало того, отобрали у малочисленного народа землю. Его лишили не только земли - как основы традиционного природопользования , но и самих источников природопользования - природных ресурсов.
Самыми первыми, кто получил отказ в трудоустройстве в заповедник, были алеуты, в том числе и я. Сейчас, чтобы попасть на территорию заповедника, даже в буферную зону, местный житель должен не только получить разрешение у администрации заповедника, но и взять с собой конвой в лице сотрудника заповедника. Фактически же алеута в его традиционном общении с природой и даже природопользовании должны сопровождать два "конвоира" - сотрудник заповедника и инспектор рыбоохраны.
Алеуты фактически лишились традиционных продуктов питания - мяса морских животных, яиц и мяса морских колониальных птиц, рыбы и других морепродуктов. Неужели все это называется заботой государства о малочисленных народах Севера?!
Третий год Ассоциация алеутов только числится на бумаге. Никак не можем добиться от президента ассоциации проведения общего собрания. Хотя и участие в съезде малочисленных народов принимали. Но кто? Люди, - я не говорю хорошие или плохие, - назначенные президентом ассоциации по согласованию с главой местной администрации. Кто их уполномачивал - народ? Нет. И такое положение только на руку местной администрации - нет работающей ассоциации, значит нет проблем, с карманным президентом всегда можно найти общий язык или вообще его не замечать.
Можно получать на район лимит на вылов рыбы для питания местного коренного населения, а на месте делить его как выгодно самой администрации, зарабатывая тем самым авторитет и поддержку у большей части населения, которая не пользуется правом бесплатного вылова рыбы для питания, но получает эту подачку из рук администрации. До каких пор местные администрации будут получать финансирование из госбюджета на развитие и сохранение малочисленных народов Севера, если сами народы не знают какие деньги и на какие цели выделяет государство? Кто может положить этому конец, и кто ответит за плоды демократизации, погубившей наши народы?
С болью в сердце смотрю сегодня на своего соплеменника бесцельно слоняющегося по селу. В глазах пустота, нет даже искорки надежды на будущее. Конечно, можно уехать на материк, смог бы, наверное, выжить. Но корни? Что останется будущему поколению? Результаты наших демократических преобразований?
Что будет завтра? Если сегодня мы фактически лишены права избирать представителя от нашей территории в областное законодательное собрание? Если нашего представительства нет в органах государственного управления? Сможет ли будущее поколение ощутить себя коренным жителем, а не просто проживающим на этой земле?
Директор национального семейного предприятия "Алеут"

" Газета "Слово народов севера", N 2, 1995.


Рекламные ссылки: