ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Лариса Авдеева, с. Ловозеро

Саамская культура в России


Исторически сложилось так, что Российские саамы проживают на своей земле в соседстве с самыми различными нациями и народами.

За годы Советской власти сложилась единая советская культура, в которой сложно было отличить культуру своего народа от культуры других, более многочисленных и сильных наций и народностей. Саамы, живя на своей родной земле, постепенно утрачивали традиционные знания саамской культуры. И все же, культура жила, переходя из поколения в поколение, передаваясь от старых к молодым.
 

В нынешней обстановке саамам приходится ежедневно доказывать право на родную землю, я з ы к, древнюю интересную культуру. Если мы не будем этого делать, то очень скоро растворимся среди других больших народов, заполнивших нашу древнюю землю.
 

В 1995 году был организован Культурный центр в Ловозере. Центр был создан местной саамской интеллигенцией в целях возрождения и сохранения традиций, обычаев, знаний саамского народа, восстановления гармонических связей между поколениями в процессе освоения традиционных форм народной культуры.
 

Большую роль в культурной жизни на Кольском полуострове играет, руководимая Ниной Афанасьевой, Ассоциация Кольских саамов, соединившая в единую организацию саамов разных поселков и городов Мурманской области.

В продолжение этой идеи скоро откроется “СААМСКИЙ ДОМ” в Лопарской, которым будет руководить Нина Канева.
 

Саамы г. Оленегорска получили отдельное помещение для своих встреч. Проявляют активность саамы в Гремихе, Апатитах своим желанием узнать собственную культуру, родной саамский язык. К сожалению, преподавание саамского языка ведется только в Ловозерской школе-интернат и только с 1 по 4 класс.

Из-за отсутствия средств Министерство Образования России не может издавать новые учебники. Учителям Валентине Совкиной и Анне Сапельниковой приходится самим разрабатывать программы обучения детей, поскольку учебных пособий нет.
 

Сохранение родного языка - сложная проблема и саамская интеллигенция озабочена этим и ищет пути ее решения.
 

Прародительницей саамской литературы по праву называют Октябрину Воронову. Она первая рассказала миру о своем народе на родном языке. Каждый год в городе Мурманске выходят новые книжки стихов Вороновой, последняя книга “ЯЛЛА” вышла в апреле 1997 на саамском и ненецком языках. Переведена она и на коми язык.

Хорошо известны на Мурмане стихи Аскольда Бажанова, Александры Антоновой, Екатерины Коркиной.

В 1996 году Премии Культурного фонда СОЮЗА СААМОВ получили книги Эльвиры Галкиной “Солнечный день” и Ираиды Виноградовой “Мои друзья”. Книги вышли на Кильдинском и Северосаамском языках.

Теперь и Скандинавские саамы смогут познакомиться с литературным творчеством российских саамов. Среди наиболее ярких самобытных художников Русской Лапландии выделяется несколько имен.

Иван Галкин - художник-самоучка. На его картинах, выполненных с незаурядным мастерством, мы видим северные пейзажи, портреты родных и близких ему людей. Картины Михаила Филиппова наполнены бытовыми и историческими сюжетами из жизни саамом.

Яков Яковлев, недавно принятый в Объединение Саамских художников Скандинавии, прекрасно владеет резьбой по дереву, кости и рогу.

На картинах Надежды Ляшенко - семья, любовь, гармония человека и природы.
 

Главной сокровищницей исторических и культурных знаний о Российских саамах является Ловозерский музей. Музею уже 30 лет. Вырос он из маленького школьного музея, первые экспонаты собирал школьный учитель Павел Юрьев - то были предметы саамской одежды и быта, исторические документы. Сегодня музей - гордость края.
 

В 1987 году в школах Мурманска и Ловозера начали проводиться “НЕДЕЛИ СААМСКИЙ КУЛЬТУРЫ”.

Большая коллекция саамских костюмов и предметов старины была представлена на Международной выставке “ИСКУССТВО НАРОДОВ АРКТИКИ”.

Саамский фольклорно-этнографический ансамбль “ОЙЯР”, организованый в 1985 году Екатериной Коркиной часто гастролирует в России и за ее пределами. Наметилось сотрудничество Российского саамского центра с финно-угорской кафедрой Хельсинкского университета.

Сравнивая культуру СААМОВ четырех стран можно увидеть , что разница между нашими северными народами не так уж и велика. Вот почему так важно развивать сотрудничество в области культуры - оно взаимно обогатит единую культуру саамского народа.

 

The peninsula’s Lapps, or Saami, have recently begun to bring up their concerns. Their voice can now be heard at international gatherings. An Association of the Kola Saami was founded recently. Fewer than 2 000 Saami live on the peninsula, but this small northern community is returning to its roots, to its traditional way of life.
A Saami alphabet and compilations of Saami poetry have been produced.
 



Рекламные ссылки: