ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

А. Емельянов, В. Жуков.

Из глубины веков. (Соловки).


 

В XIII веке вслед за новгородскими ушкуйниками обширные, почти не занятые территории Севера начали осваивать монахи. Их численность увеличивается к концу XIV столетия, когда на Руси утвердился новый тип монастыря - хозяйственника, жизнь в котором строилась на общежитийном уставе и производительном труде всех членов монастырской общины.

Основателем Соловецкой обители был Савватий. После долгого проживания в Кирилло-Белозерском монастыре. После смерти настоятеля Кирилла Савватий отправляется в поисках <безмолвного> жития на Север. Некоторого время он живет в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Вскоре Савватий стал искать одинокого пристанища на малоизвестном и удаленном в море Соловецком острове. Он находит себе попутчика - Германа, и в 1429 году монахи приезжают на остров.

 

Первые годы жизни монахов на острове складывались трудно. Суровый климат и скудная земля не способствовали развитию земледелия - кроме репы, ничего не удавалось вырастить. Для пополнения продовольственных запасов поселенцам приходилось обращаться к приезжавшим на остров промысловикам, а порой и самим отправляться на материк. На 6-м году жизни монахов на острове, во время отъезда Германа в Онегу, Савватий заболел и отправился на Карельский берег. Там он умер.

Собственно, Савватий не был основателем монастыря, но для будущего соловецкого монашества он является авторитетным старцем.

Меньшая известность ожидала Германа. Он был неграмотным и принимал на себя основную часть материальных забот, но именно благодаря ему через год после смерти Савватия на Соловки прибыл будущий деятельный организатор монашеского жития - Зосима.

 

Зосима был сыном богатых родителей, живших в небольшом селе Толвун (на берегу Онежского озера). Желая отречься от мира, он раздает свое имущество бедным и уходит в Поморье, на Суму-реку. Здесь он встречается с Германом, который рассказывает ему о Соловецких островах и возможности устройства на них монастыря. В 1436 году, собрав необходимые запасы, Зосима и Герман приезжают на Соловки.

Соловецкая обитель возникла на землях, принадлежащих Новгородской феодальной республике. Скоро из Новгорода присылают на острова первых трех игуменов и грамоту на право владения островами. Оттуда же монастырь получает первые грамоты на владение земельными и морскими угодьями на материковом берегу. Великий Новгород отныне начинает осуществлять административный и духовный контроль над небольшим северным монастырем.

 

В 1478 году Новгород потерял свою самостоятельность и вместе с северными владениями вошел в состав единого Московского княжества. Но монастырь от этого не пострадал, так как грамотой великого князя Ивана III Васильевича (1479 г.) подтверждалось за монастырем право на владение всей группой Соловецких островов.

По указу Екатерины II в 1765 году Соловецкий монастырь перешел в  ведение Синода, а  в 1833 году перешел в непосредственное подчинение Московской синодальной конторы.

Продажа соли оставалась долгое время главным источником дохода Соловецкого монастыря. В 1548 году монастырь получил грамоту, разрешающую продавать 10000 пудов соли беспошлинно. Правда, взамен этой грамоты в 1553 году монастырю была жалована Сумская волость с 70 обж земли с соляными варницами и со всеми угодьями (Обж - новгородская единица поземельного обложения, имевшая 126 саженей длины и 32 сажени ширины).

 

В конце XVI-начале XVII века соль добывалась в многочисленных усольях. Монастырю принадлежали Куйское, Ненокское, Луцкое, Пильско-Губское, Чудское и Чернорецкое, Порьегубское, Виремское, Колежемское усолья, Куземский, Кушерецкий и Шуерецкий соляные промыслы, Летнорецкое, Понгомское, Пурнемское, Лялицкое, Владыченское, Пияльское, Польское и Фирсовское усолья. Грамотами царей Ивана и Петра Алексеевичей от 1684 и 1686 годов монастырю была пожалована деревня Удор, где заведены соляные варницы и Олонецкие угодья с камнем-известняком, лесами и сенными покосами. Монастырь по договору доставлял соль на Олонецкие заводы..

Монахи, кроме добычи соли занимались ловлей рыбы, птицы, зверя, а также заготовкой леса.

 

В течение многих десятилетий на островах была запрещена охота. Еще с середины XVI века монахи разводили на островах лапландских оленей (в 1917 году стадо насчитывало около 300 голов, их отлавливали тенетами по 50-100 голов в год, употребляя кожу на изготовление обуви, шерсть - для набивки подушек и тюфяков, а мясо - в пищу).

Соловецкие монахи примерно в середине XV века начали заниматься промыслами и на Кольском полуострове - <ловяще рыбу на монастырь за морем в Умбе-реце...>. Соловецкие монахи для ловли рыбы на морских и речных тонях присылали в Умбскую волость треть работников, а местные крестьяне должны были давать 2/3 рабочей силы. Улов же делился в обратной пропорции: монастырь получал 2/3, а крестьяне - 1/3, из которой они платили монастырю еще десятую часть - так называемую, промысловую пошлину.

 

Средства, полученные от промыслов, монастырь направлял на приобретение основных средств: земли, судов, зданий. А также на обустройство самого монастыря: ремонт ветхих монастырских построек, строительство водопровода, библиотеки.

 

(В 1927 году фонд Соловецкой библиотеки превышал 30000 томов. Их основой были книги, выделенные библиотекой Бутырской тюрьмы. Ред.).



Рекламные ссылки: