ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Эльвира Галкина.

Национальный культурный центр в селе Ловозеро


 

Давно это было, старцы не знают, их деды не помнят. Но птица чудесная залетела как-то в наши края и поведала исто­рию. Совершал свой путь по разным местам человек, был он из земли Ангелов.

 

Много чудес встречал, многие страны прошел, многих людей повидал. И дошел до края земли, к буйному озеру, где паслось множество оленей. Зашел в первую куваксу, которая встретилась на пути, познакомился с хозяевами. А дочь их так очаровала его, что он, не знавший саамского языка, совсем дар речи потерял...

 

Стояли прекрасные солнечные дни, незабываемый восход, и плескались молодые в воде озера, и любили друг-друга. Счастье брызгало через край. И заговорил ангельский человек по-саамски. Вы видели когда-нибудь, как солнце восходит? Как начинается новый день, приносящий радость и счастье? Кто видел его, знает, как прекрасна саамская земля.

 

Что стало с этими влюбленными? Я не знаю. Больше ничего мне не сказала птица. Только упомянула, что человек тот на своем языке повторял одно только слово "лав", "лав". И задумалась я – привиделась мне эта птица возле озера Ловозера, а ведь с английского языка слово "лав" – означает "любовь". Значит наше озеро – озеро любви? А мы потомство тех влюбленных? И только любовь чистая и светлая должна жить в наших сердцах. Но если перевести с саамского языка название села Ловозеро – "Луявьр" – означает сильное озеро. И на берегу его проживает 728 саамов – коренное население этой земли. В июне 1999 года испол­няется 425 лет со дня основания села.

 

100 лет назад на саамскую землю пришли коми-ижемцы и живут два народа бок о бок, деля вместе невзгоды и радости, общаются, приходя в Национальный культурный центр, в ветхое здание, построенное еще в 30-е, где располагались детсад, школа, общежитие, магазин, а с 22 октября 1994 года – переданное Национальному культурному центру.

 

И сегодня он привлекает к себе внимание местных жителей, которые любят посидеть за праздничными столами, угостить друг-друга национальными блюдами, вспомнить саамскую кадриль, игру в веревочку, обсудить новости, похвастать покупками, показать свое рукоделие.

 

Несмотря на небольшие размеры здания, в Центре мо­жет поместиться 120 человек, и одновременно проходить курсы по национальным промыслам: изготовления замши, катанье изделий из овечьей шерсти, пройти курсы по изучению саамского языка, участвовать в репетиции фольклорных ансамблей и совещаний общественных саамских и коми организаций.

 

Работа Национального центра известна не только местным жителям и администрации района, но и приезжающим гостям из центра России и Скандинавии. Директор центра Лариса Авдеева и его сотрудники работают с саамскими организациями Норвегии, Финляндии, Швеции. Саамы – один на­род, разделенный множеством границ, живущий в 4-х странах. 6 февраля российские саамы празднуют свой национальный день, который в Норвегии и Швеции отмечается уже 84 года.

 

Коми, народ, живущий рядом с нами, тоже возрождает свой язык и культуру, а 30 января встречает свой Национальный день.

 

В марте 1999 года в Ловозере прошел очередной, 65-й Праздник Севера.

 

Участвуют в гонках праздника оленеводы на ярко украшенных оленьих упряжках, совершают почетный круг возле тундрового огня, перед которым преклонялись наши предки, и получают в подарок обереги треугольной формы, сделанные из сукна. По поверию, обереги охраняют саама от дурного глаза, приносят удачу. Эти обереги пастухи вешают на рога передового оленя.

 

Хочется рассказать и о летних саамских играх, зародившихся в 1985 году по инициативе А. А. Антоновой. Но если заглянуть в историю саамского народа, можно увидеть и корни этого праздника.

 

В далеком прошлом существовал особый обряд, посвященный поклонению саамскому божеству – Мяндашу. Этот обряд осуществлялся в день до­бычи оленя-дикаря. Охотник, чтобы сосредоточиться во время преследования оленя, клал себе "на зубок" небольшой камешек, который держал меж­ду зубами. Потеряешь камень – потеряешь зверя. "Ты камешек не простой, камушек моей удачи, –  говорил охотник. – Положу я тебя на зубок, чтобы не разбегались глаза, не отвлекался слух. Принесешь ты мне удачу охотничью". Убив дикаря, охотник подвозил тушу к куваксе, нарубал березовых веток, обрубая все сучки. Каждое обрезанное место обмазы­валось кровью жертвенного оленя и березовые ветки ставились окровавленной стороной внутрь, образуя ограду, в южной части которой вход закрывался тремя еловыми ветками. В ограду охотник приглашал войти кровных родственников.

 

Мужчины ели мясо для поддержания мужской силы, для продления рода, во имя Мяндаша. Остатки трапезы зарывали в землю, под пепел очага, веря, что Мяндаш снова оживет под его теплом. На рога оленя вешали венок из березовых веток, унизанный кусочками мяса. Покончив с ритуалом, участники молились Солнцу. А на саамских играх театрализацию этого обряда показывает танцевальная группа нашего центра.

 

В древности происходили также состязания молодых людей, они выходили на бой в печках и тобурках, одетых на голое тело, держа оленьи рога на голове. Победитель получал в награду выбранную им девушку.

 

Саамские игры состоят из спортивной и культурной программ. В состязания входят: прыжки через сани, метание аркана (лассо) на оленьи рога, саамский футбол. В культурной программе принимают участие Коми ансамбль "Ижма", саамские ансамбли "Ойяр" и "Чузем", танцевальная группа центра, народный ансамбль
"Луявьр".

 

Этот праздник своим национальным колоритом привлекает к себе и местных жителей и туристов. Место проведения – берег Поповского озера. Здесь можно покататься на моторных лодках, отдохнуть, выбрав укромное место у березки, поучаствовать в состязаниях, послушать выступления самодеятельных коллективов.

У многих северных народов, занимающихся охотой, священным животным являлся медведь. Он поражал людей своей силой и сообра­зительностью. Саамы считали его божественным существом, наделен­ным разумом. "Солнце в полдень ездит на олене-быке, вечером – на олене-важенке, а утром объезжает часть своего пути на медведе" – так звучит саамское сказание. Национальный культурный центр возродил и этот старинный праздничный обряд.

 

В ноябре 1995 года в центре села танцевальная группа центра показала обряд охоты на медведя, который начинается с гадания нойда на бубне, когда решается – удачной ли будет охота. После того, как нойд выберет того, кто должен нанести первый удар, мужчины идут к берлоге. Женщины в это время танцуют, вытаптывая место, где будет происходить трапеза. Мужчины возвращаются, везя на кережах (санках в форме лодки)убитого медведя,  садятся на одно колено, держа перед собой копья. Женщины обрызгивают их лица красной краской из отвара ольховой коры. Последующие затем "Медвежьи игрища", как и летние саамские игры, состоят из двух программ.

 

В спортивную программу входит метание из лука в шкуру медведя с закрытыми глазами, прыжки через шкуру медведя в высоту и длину, бег на время, в котором участник должен подобрать встречающуюся ему на пути дичь.  

 

В культурной программе можно поучаствовать в конкурсах "На лучшую имита­цию походки медведя", на "Лучшую имитацию рыка медведя", выяснить в конце концов – кто "Самый сильный мужчина-медведь". Много событий происходит в стенах нашего Центра, для местного населения он стал как бы родным домом, где они могут отдохнуть и творчески выра­зить себя. И конечно же нас радует, что на ходатайство нашего директора о приобретении нового здания откликнулось Правление организации "Браренц-регион", пообещав материальную поддержку в решении этой
неотложной для ловозерцев проблемы.

 



Рекламные ссылки: