ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Сергей Бойко

Ловозерский приход


 

Христианизация саамов Кольского полуострова  началась со знакомства с культурой русского народа. Возникали смешанные браки, складывались родственные отношения, даже появился своеобразный обряд крестования, при котором русские и саамы обмениваясь нательными крестиками становились крестовыми братьями. Это содействовало развитию торговли, товарообмену между двумя народами.

В трудную пору и неурожайные годы саамы обращались к крестовым русским братьям за помощью и хотя на протяжении нескольких веков после принятия христианства наряду с православной религией сохранились остатки языческой веры, все же строительство храмов и часовен властями очень поощрялось и ссуживалось деньгами.

Так Богоявленская церковь была создана на средства Святейшего Синода (было выделено1782 руб. 41 коп.) Освещение ее состоялось 10 декабря 1873 года. Она была точной копией Нотозерской церкви. До октября 1882 года службы в Богоявленской церкви проводил весьма почитаемый тогда в крае отец Георгий Терентьев. В ноябре 1893 года для обучения в погосте Ловозеро откры­вается миссионерская церковно-приходская школа с приютом для учителей и учеников.

На содер­жание школы было отпущено 26 руб. 86 коп. В 1895-1896 учебном году в ней обучалось 6 лопарских маль­чиков, 7 коми мальчиков, 2 русских мальчика, 3 девочки самоедки и одна русская девочка. Школа размещалась то в лопарской тупе, то в церковной сто­рожке, а до пожара – в церковной трапезной.

Для детей была издана "Азбука". Основные темы рассказов "Азбуки" были: "Люби господа Бога своего всем сердцем и душою твоею", "Необходимость дружбы и согласия между людьми", "Человек должен рабо­тать, чтобы жить счастливо" и так далее.

Учителем в школе состоял бывший ученик первого класса Архангельской семинарии Иван Яковлевич Иванов, а законоучителем приходской священник.

В ночь на 25 марта 1896 г. Богоявленская церковь в Ловозере полностью сгорела, но уже на другой год ловозерцы построили но­вую церковь, на которую ижемцы дали более тысячи рублей. Из них только Поликарп Рочев пожертвовал 630 рублей (стоимость ста оленей), а И. Терентьев заготовил и доставил более 400 бревен.

Вместе с пожаром Богоявленской церкви сгорела и школа. И только в 1898 году, по строительству новой школы, в ней возобновились занятия. Учительствовать в ней приезжает выпускница Мариинской женской гимназии Е. Д. Догодкина.

Из Москвы народный советник Федор Александрович Сахаров прислал для новой ловозерской Богоявленской церкви необходимую утварь и 700 руб. деньгами. На новой церкви звонили семь колоколов от 43-пудового до 23-фунтового. В 1890 году братья Рочевы Поликарп и Назарий построили и отдельную колокольню и приобрели для церкви разные украшения

6 мая 1913 года Правительство России наградило братьев Рочевых за их пожертвования церкви серебряными медальонами на Станиславской ленте. Лопарское общество передало во владение притчу реку Вирму с впадающим в нее ручьем и Попово озеро, позднее было выделено еще и 33 десятины земли для заготовки сена.

Со времени образования Ловозерского прихода с 1862 го­да священниками в нем были: Клеоник Митрофанов (1862-1873), Петр  Ручьев (1873-1874), Георгий Терентьев (1875-1883), Михаил Почезерский (1884-1892), а с 1892 года – Николай Николаевич Шмаков, закончивший курс Кемского двуклассного уездного училища.

В 1910 году священником  Ловозерского погоста становится Михаил  Распутин. До этого назначения он в1904-1905 гг. исполнял обязанности учителя Пазрецкой приходской школы, с 1 июля 1910 года – был законоучителем двух местных церковных школ, а в 1911 году еще и председателем Ловозерского духовно-приходского попечительства.

Михаил Иванович Распутин 1881 года рождения, был сыном диакона Архангельской епархии. В 1897 году он окончил Архангельское духовное учи­лище и из двух классов псаломническую школу. В Мурманской губернии Михаил Распутин был че­ловеком очень известным, о котором часто упоминали газеты того времени. Как только пала белогвардейская власть в Мурманск отправилась делега­ция в составе Михаила Распутина, Василия Канева, Михаила Ануфриева и Петра Терентьева с ходатайством организовать самостоятельную лопарскую волость с центром в Ловозере. И Совет комиссаров постановил: "ходатайство удовлетворить".

Жил священник больше от промыслов, чем от службы.  Про то селяне даже песенку сложили:

                Сам читаю, сам пою,

                   Сам кадило подаю,

                      Сам звоню и водку пью

                          За гостей и попадью.

 Были у него и олени, и целое озеро рядом с селом. Часто рыбачил там поп, а если кто другой приходил на него, говаривал: "Иди, сыне, дальше! Вон рядом Ловозеро. Там и воды, и рыбы больше. Мне же нельзя далеко отлучаться, у меня здесь храм, служба. Могу в любой час потребоваться". И прогонял. Так и отвоевал у местного населения озеро.

По рассказам о нем матери Тамары Ивановны Боккоевой, внучки Распутина, – Михаила Ивановича в селе уважали и как единственного грамотного человека, и как священника. Ни­кому никогда ни в чем он не отказывал, спешил на помощь. Понимал даже в медицине толк и дорогу от Ловозера до Пулозера добился построить. И озеро в честь его Поповским прозвали.

Когда солнышко летом пригреет, на большом камне любил спать, что у самой воды стоит. Частенько его местные жители там сидящим видели. И чего греха таить, выпить тоже любил и когда много выпивал буйным становился, так у кого грехов не бывает...

В годы интервенции Распутин снабжал жителей продуктами. Закупал у них пушнину и отправлялся торговать в Мурманск или Колу. На вырученные деньги продуктов набирал и торговал ими в Ловозере.

В 20-х годах он участвовал в создании кооперации, был избран первым ее председателем. "Полярная правда" писала о нем, что мол служит в Ловозерском кооперативе поп – гладко, хозяйственно. Да, никак не отли­чить, где его личное хозяйство, а где общественное. И умеет тот поп ла­дить со всеми.

Не пропускает ни одного митинга, ни одного собрания, за коммунистов громче всех слова говорит, "Интернационал" поет, ходит с демонстрацией по Ловозеру.

Молодой сын его, Иван Распутин, активно участвовал в общественной жизни Ловозера. На сцене общественного клуба играл роль мужика "старого закала". Топая ногами и ворча  в точности копировал отца: "В бога не верят, в церкву не ходят". Зрители, узнавая священника, покатывались со смеху, а Иван получал потом от отца изрядную трепку.

В начале тридцатых годов начались гонения и репрессии церковных деятелей. В 1932 году забрали и Распутина. Больше уже в Ловозеро он не вернулся.

По рассказу работника Соло­вецкого монастыря, он по документам Соловков находился там и был расстрелян за свою церковную деятельность. Жена Распутина, Анна Петровна, боясь, что арест мужа может повлиять на ее судьбу и судьбу детей, сменила свою фамилию на девичью – Евсееву. Фамилию-то сменила, но так всю жизнь и продолжала бояться прихода милиции.

Вспоминают старожилы села Ловозеро. Вот рассказ Каневой Анны Гавриловны: "Родилась я в Ловозере в 1906 г. Мои родители, коми, приехали в село вместе с Поликарпом Рочевым, который в последствии был старостой Ловозерской церкви. Помню церковь Ловозерскую хорошо, людей очень много приходило на службу, церковный приход был большой. Люди приезжали с Ивановки, с Краснощелья. В праздники служба в церкви происходила большая, а так ежедневно: утреня, обедня и вечеря. В церкви натопят печь – тепло. Староста Поликарп постоянно звал нас подсвечники чистить.

Родители рассказывали, что Поликарп на двух санях с Териберки огромный колокол привез. Все удивлялись, как он в гору смог поднять его. Михаил Иванович Распу­тин запомнился мне седоватым человеком, помню, как детей в Колу возили крестить и как его забрали... Позже и Поликарпа раскулачили, он уже старый был. Людей заставляли писать заявления о том, что церковь не нужна, запугивали, вот все и подписывали..."

Вспоминают Елена Абрамовна Терентьева и Марфа Васильевна Вокуева: "Когда купола снимали с часовни, детей со школы приводили смотреть.

Мы видели, как большой колокол упал на землю – земля ахнула! От колокола откололся кусок, так этот кусок раскулаченные мужики шестами погрузли на сани, их было человек 15-20, а сам колокол, на специально сде­ланных санях отправили на переплавку. Увозили несколькими упряжками.

Когда церковь переделывали под клуб, то все иконы сжигали и опять школьников приводили смотреть, мол вот, как попы людей обманывали.

В 1932-1936 гг. ходили по домам, смотрели, что­бы иконы в доме не висели. Жители их прятали. Поликарп, ста­роста, был очень богатым, а умер в нищете, все у человека отобрали. Когда строили новый клуб, то бульдозером разрушили много могил. Черепа и кости долго лежали на цоколе старого магазина..."

Своими воспоминаниями делятся сестры Рочевы – Варвара Федоровна и Анна Федоровна (соответственно 1912 и 1917 года рождения ). " Ой, и много прихожан ходило в Ловозерскую церковь. Поп-то, Михаил Распутин, добрый был, за крещение и отпевание у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никогда при нем матом не ругались, – не дай бог узнает! Богатые на праздники делали пожертвования церкви в виде стога сена, туш оленей, теленка.

Батюшка это все продаст и на вырученные деньги купит свечей, икон. На Пасху в церкви крашенные яйца раздавал, поздравлял с праздником. И Поликарп был добрый. У моста выстроил школу, сейчас там дети занимаются народным творчеством. В 1932 батюшку Михаила репрессировали. Говорят, что на него наклеветали. А он ведь и в воскресной школе преподавал...

Поповский дом располагался рядом с церковью, так на его месте потом построили здание райисполкома. До сих пор там береза стоит старая, что рядом с домом Распутиных рос­ла. После репрессирования батюшки службы в церкви не проводили. Приезжал иногда батюшка из заключенных на крещения и отпевания, да и то недолго. Рядом с церковью было кладбище, там хоронили богатых людей, были красивые памятники, ограда старинная.

В 1938 церковь стали перео­борудовать под клуб. 

Людям внушали, что церковь – это заблуждение, на глазах де­тей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопчут, а потом швыряют в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, доку­менты разные подписывать.

Когда стали новый клуб строить, то вырыли котлован, где располагалось кладбище. Разрушили все могилы, даже перезахоронить ос­танки не дали. На утро весь котлован залили водой..."

Сегодня все возвращается на круги своя и в Ловозере строится новая Богоявленская церковь.
Люди вновь  поворачиваются  лицом  к  Господу.

 



Рекламные ссылки: