ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР 
альманах "Живая Арктика"


БОРИС КУПЛЕТСКИЙ О ВИЛЬГЕЛЬМЕ РАМЗАЕ

8 января 1928 года на 63-м году жизни скончался профессор Гельсингфорского университета, известный финский геолог Вильгельм Рамзай. Работы геолога, особенно в начале его научной деятельности, были посвящены почти исключительно Кольскому полуострову и Фенноскандии.

Самый термин "Фенноскандия" обязан своим происхождением В. Рамзаю, который впервые ввел его в науку в 1900 году. Рамзай был первым геологом, осветившим геологическое строение центральных частей Кольского полуострова, открывшим для научного мира интереснейший щелочной массив Луяврурта и подробно осветившим геологическое строение соседнего Хибинского массива, с его своеобразными породами и богатыми месторождениями редких минералов. Правда, изучение вопроса о геологическом развитии Кольского полуострова увлекло Рамзая к разработке ряда общегеологических проблем и заставило его отказаться от монографического описания хибинских минералов, но всего за две недели до своей смерти он писал акад. Ферсману о своем сожалении, что ему пришлось оставить исследование любимого им района щелочных массивов, а минералы и породы его хибинской коллекции как бы с упреком смотрят на него.

Первую поездку на Кольский полуостров Рамзай совершил в апреле 1887 года. Его маршрут проходил через центральные части полуострова. Рамзай вел геологические наблюдения в составе большой финской экспедиции, в которой кроме него принимали участие два зоолога, два ботаника, топограф, экономист и консерватор. По работам этой экспедиции была впервые составлена географическая карта Кольского полуострова, которая долгое время для некоторых частей района была единственным картографическим материалом.

Второго июля экспедиция выехала из Колы на юго-восток и через 10 дней прибыла к Ловозерскому погосту, и Рамзай впервые посетил Луяврурт, открыв здесь выходы нефелиновых сиенитов. В августе Рамзай вышел к Лявозеру и верховьям Харловки, откуда через Паръявр и Комнъявр добрался к 3 сентября до Иоканги.

Открытие щелочного массива Луяврурта привлекло внимание Рамзая и к соседнему массиву Хибинских тундр, который был им детально изучен работами 1891-го и 1892 года. В последнем году были сделаны дополнительные маршруты в Ловозерских тундрах, которые помогли Рамзаю в его последующей работе о нефелиновых сиенитах Луяврурта. Но уже и в этих первых работах петрографического характера в Рамзае больше всего сказался геолог. Поэтому не случайно, что петрографическую обработку пород Хибинского массива взял на себя не Рамзай, а его спутник Виктор Гакман. Тем не менее нельзя отделить имени Рамзая от того вклада в науку, которым являлись описанные им и Гакманом совершенно новые и оригинальные типы щелочных пород.

Необходимо подчеркнуть, что целый ряд таких типов горных пород, впервые открытых Рамзаем, стали сейчас уже не специфически хибинскими или луявруртскими породами, но определяют собой целые группы, широко распространенные в ряде пунктов земного шара.

Ряд пород, впервые описанных Рамзаем, до сих пор остается специфическими породами щелочных массивов Кольского полуострова. Таковы, прежде всего, хибиниты – крупнозернистые нефелиновые сиениты с идиоморфными выделениями нефелина, тавиты – своеобразные породы, состоящие из содалита и эгирина, и, наконец, имандриты – особая разновидность кварцевых габбродиабазов и т.п.

Последующие работы экспедиций академика А.Е. Ферсмана внесли и в построения Рамзая известные коррективы, которые, конечно, ничуть не умаляют заслуг финского геолога.

Одно из видных мест уже в первых работах Рамзая занимают вопросы четвертичной геологии и выяснение условий древнего оледенения Кольского полуострова. Богатый материал, собранный Рамзаем во время его первого путешествия, был использован им для классической работы "О развитии Кольского полуострова в четвертичное время", которая была опубликована им в журнале "Fennia", т. 16, за 1900 год.

В 1911 году Рамзай предпринимает большую поездку по Архангельской губернии и Русской Карелии, которые он посещал уже и раньше для выяснения различных вопросов четвертичной геологии. Еще раньше им посещается с этой же целью Канин полуостров. Целый ряд учеников Рамзая под его руководством предпринимает дальнейшие работы по четвертичной геологии Фенноскандии и побережья Балтийского моря. Выдвигаются вопросы о колебании уровня древней суши и моря, и от частных наблюдений и сопоставлений Рамзай переходит к обобщающим вопросам изостазии – учения о погружениях земной коры в отдельных участках с компенсирующим их поднятием в других пунктах. Именно выяснению этих последних вопросов посвящены последние работы Рамзая, который занял одно из видных мест среди ученых, посвятивших себя изучению движений земной коры.

Работающие на нашем Севере, многим обязаны Рамзаю за освещение геологического строения и за его минералого-петрографические работы на Кольском полуострове. Эти работы не потеряли своего значения и сейчас. Естественно, потому, что работы геологов финских экспедиций 1887-1892 гг. в центральных частях Кольского полуострова не могли остаться незамеченными в работах последующих исследователей Кольского полуострова. И если один из шведских ученых назвал своеобразный минерал Хибинских тундр гакманитом – в честь петрографа финской экспедиции Гакмана, то участники экспедиции академика Ферсмана назвали в честь первых исследователей Хибинских тундр: Рамзая, Гакмана и Петрелиуса – ряд перевалов и ущелий.

А один из наиболее интересных вновь открытых минералов Хибинских тундр был назван в честь
первого исследователя Луяврурта и Хибинских тундр – рамзаитом.

 



Рекламные ссылки: