ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

РЫБА ИМАНДРЫ ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ


Зайдите в любой продовольственный мага-зин, спросите продавца рыбного отдела, и вы увидите, как велик спрос на озерную рыбу. В магазинах она не залеживается. Как ни хороши палтус, зубатка, морской окунь, а свежий сиг, голец, щука, окунь и ряпушка многим нравятся больше.
В Мурманской области множество озер и рек, богатых ценными видами рыб. Если по-хозяйски использовать это богатство, с успехом можно обеспечить население области пресноводной рыбой из своих водоемов.
К сожалению, рыбный промысел во внутренних водоемах области находится далеко не в блестящем состоянии. Количество выловленной рыбы держится все время примерно на одном уровне, но качество ее по ассортименту резко снижается.
На озере Имандра, самом большом и богатом водоеме области, "ведущей" породой рыбы теперь, например, является ряпушка (Статья написана в начале 60-х годов - Ред.). В 1933 году количество крупных лососевых рыб - кумжи, сига и гольца - составляло 75 процентов всего улова, а в 1961 - всего 30. В 1933 году кумжи было добыто 300 центнеров, в 1961 на базу она совсем не поступила. К этому времени сильно уменьшились размеры и возраст добываемых сигов и гольцов (средний вес промыслового сига до 300 граммов, гольца - до 450 граммов).
Таким образом, в бассейне Имандры вылавливается рыба, которая или совсем не размножалась, или же дала приплод только один раз в жизни. Из-за этого из года в год снижается маточное поголовье рыб и падает запас рыбы.
Причин падения промысла в Имандре много. Вначале, когда рыбные запасы было велики, промысел почти не регулировался. Он велся в основном на нерестилищах и на подходах к ним, так как это давало максимальные уловы. (К примеру, в 1946 году на Имандре работало не менее 20 рыболовецких бригад). В это время промысловый лов рыбы на Имандре не ограничивался, рыбаки ставили мережи и сежи на нерестилищах, загораживали и устья рек. На Имандре одновременно стояло до 30 километров сетей, а годовой улов достигал 3000 центнеров, что составляло около 5 кг рыбы на 1 га и значительно превышало естественную продуктивность озера.
Имандра не выдержала такой нагрузки, и уловы ценных пород рыбы резко упали. Особенно это сказалось на запасах кумжи.
Другой причиной падения промысла является загрязнение озера отходами обогатительной фабрики комбината "Апатит". Мутная вода из реки Белой начиная с 1930 года захватила южную часть Большой Имандры и давно уже выходит и в Екостровскую Имандру. Все дно Большой Имандры к югу от Сяв-острова покрыто коркой нефелина, местами до 4-6 сантиметров. В загрязненных грунтах дна озера содержание фосфора в 15-20 раз больше, чем на чистых грунтах. В Белой губе количество взвешенных частиц составляет больше 2 граммов на литр. Естественно, что в таких условиях рыба жить не может.
В 1959-м и 1960 гг. Лапландский заповедник вел специальную тему для выяснения причин оскудения рыбных запасов Имандры и возможностей восстановления их. О гибели ряпушки, вызванной отходами апатито-нефелинового производства (АНОФ), нам неоднократно сообщал Главмурманрыбвод. А вот несколько наших собственных фактов. 8 июня 1959 года в Екостровском проливе мы поймали с лодки сачком, примерно за полчаса, больше 2 кг свежей, частично еще живой, ряпушки, всплывавшей кверху брюхом по всему проливу.
9 июля в том же районе, на береговом пляже длиной 300 м, собран 31 кг мертвой рыбы - 5350 ряпушек, много снетков, ершей и колюшек. 25 августа в районе Пора-наволока (Екостровская Имандра,) насколько хватало глаз, плавала мертвая рыба, в основном - сиги. Один "выловленный" сиг был величиной в 3 кг.
Загрязняют озеро промышленными отходами и комбинат "Североникель", и Оленегорский комбинат. Отбросы последнего увеличивают концентрацию железа в воде Имандры в 50-100 раз. Рыба это еще выдерживает, но водные организмы, служащие ей пищей, гибнут. Помимо прочего рыба перестает заходить на нерест в реки, загрязненные отходами производства.
Огромный вред воспроизводству рыбы в 1959-1961 гг. принесло понижение уровня Имандры, питающей гидротехнические сооружения Нивского каскада электростанций. Зимой 1958-1959 гг. уровень Имандры был понижен на 3,7 м, в следующую зиму - еще на 1,5 м, так что весной 1960 года уровень озера оказался на 5,2 метра ниже максимального за все предыдущие годы и на 30 см ниже "мертвого горизонта" (данные Мурманского гидрометета). За эти годы из Имандры было изъято 3,7 куб. км воды, что составило 36 % всего водного объема озера. Водная поверхность озера уменьшилась на 350 кв. км. Это резко отразилось на условиях жизни рыбы и сократило ее численность Голец, сиг и ряпушка мечут икру на мелких (до 1-го метра) участках озера, и в эти годы она почти вся погибла. Весной щуки и окуни не могли выметать икру в подходящих условиях, так как заросли тростника и осок, служащие им нерестилищем, обсохли. Кумжа и хариус не могли войти на нерест в ручьи из-за обмеления их устьев.
При низком уровне озера резко ухудшилось и питание рыб, так как основные кормовые площади, каменистые участки дна, обсохли. В то время рыба сосредоточилась в меньшем объеме воды и хорошо ловилась как промысловыми рыбаками, так и любителями, в результате чего резко сократилось основное маточное поголовье. Так были загублены поколения рыбы, которые должны были бы ловиться и сегодня.
Многие годы засоряет реки и озера сплав леса. Большинство рек, в которые прежде заходили на нерест кумжа и сиг, стали непригодными для них из-за сплава. Покидают они и реки, загрязненные бытовыми и производственными отходами. Сплавные плотины преградили путь кумже и в верхние озера, где есть еще чистые, пригодные для нереста, реки. Понятно, что без нерестилищ прекратилось и пополнение рыбного запаса. Загрязнение водоемов вызывает также и замену ценных пород рыбы более дешевыми.
Большой ущерб понесла от регулирования речного стока для нужд гидроэлектростанций и отчасти лесосплава территория Лапландского биосферного заповедника. Перекрытие русла реки Нивы тремя плотинами прекратило уже начиная с 1934 года подъем семги из Белого моря на Имандру и повысило уровень Имандры приблизительно на один метр. Этот подъем не коснулся территории заповедника, но в 1937 году была построена плотина на р. Пиренге с целью превращения Пиренгского озера в запасное водохранилище. Вода в нем накапливается весною и летом, а сбрасывается зимой. При этом максимальный подъем воды достигает 5 метров. Погибший лес на затопляемых берегах остается неубранным и захламляет Пиренгские озера. Охтозеро, ранее имевшее сток через речку Меркенч, уже в 1937 году превратилось в залив озера Пиренга. Полностью исчезла заболоченная перемычка, отделявшая озеро Пасма-ламбина от Охтозера. Находившиеся здесь обширные заросли тростника, озерного камыша, кубышки, вахты и других растений, служившие кормом лосю и ондатре и убежищем для водоплавающих, погибли; при этом в заповеднике исчез один вид растений (озерный камыш).
Ежегодно уровень воды в системе Пиренгских озер подвержен резким колебаниям, амплитуда которых достигает трех-четырех метров. Это губительно сказывается на воспроизводстве таких ценных рыб, как сиг и голец. В местах сигового нереста, например, нередки случаи, когда зимний уровень озер настолько низок, что лед на нерестовых участках ложится прямо на дно. Гибель икры при этом стопроцентная.
Основной виновник подобных явлений - каскад.
Согласно "Основным положениям правил использования водных ресурсов Нивского каскада водохранилищ" работа Нивских гидроэлектростанций строго регламентирована и требует обязательного согласования с органами рыбоохраны в каждом случае изменения уровня воды. Однако на практике все эти требования полностью игнорируются.
Надо также перестроить сплав леса таким образом, чтобы оградить реки и озера от загрязнения отходами и обеспечить проход рыб на нерест через плотины.
Вместе с тем Пиренга - это водоем, где проводят свои выходные дни тысячи рыболовов-любителей. По нашей оценке, они в текущем году
(в 1962 г. - Ред.) выловят приблизительно 20 тонн рыбы. Таким образом, суммарный промысел на водоеме превышает его воспроизводственные возможности почти в три раза.
И все же количеством пойманной рыбы этот вопрос не исчерпывается. Дело в том, что несколько бригад объединения "Мурманрыбпром" ведут промысел в районах нереста сига. Каждая из них устанавливает по 120 сетей и 15 мереж. На время нереста рыбы лов не только не прекращается, а еще больше активизируется. Сети выставляются практически на всех нерестилищах и нерестовых путях в нарушение элементарных основ хозяйствования. И если от снастей любителей у сига в этот период есть естественная защита (отсутствие аппетита, короткий световой день, трудности зимней рыбалки), то перед промысловыми орудиями рыба бессильна.
В итоге количество производителей на нересте, по наблюдениям работников рыборазводного завода, сократилось за последние 5 лет в 7-8 раз, а промысловый размер сига в этот же период снизился на 5-6 сантиметров. Крупные же экземпляры (на два и более килограммов), по свидетельству рыбаков-любителей исчезли полностью.


Рекламные ссылки: